May 10, 2011

Размер бонуса

В своей пока еще короткой профессиональной жизни я встречалась с бонусной системой, и пока ни в одной компании она не была совершенной. :) Можно выделить несколько типов квартальных бонусов:

1. Отсутствие бонуса.
Плюсы:
+ Человек работает "за идею" и зарплату. В большинстве случаев он выносит на рассмотрение уже хорошо обдуманные идеи, которе реально могут пригодиться.
+ Избавлен от переживаний о том, дадут ли бонус вообще.

Минусы:
- Нужно найти идейных людей.
- Нужно хорошо продумывать политику поддержания уровня мотивации.
- Нужна прозрачная система повышения зарплаты.

2. "Слишком маленький бонус"
Плюсы:
+ Минимальные затраты со стороны предприятия.
+ Возможность написать "бонусная система" в описании вакансии.
+ Возможность небольшой мотивации материально-ориентированных сотрудников.

Минусы:
- Не всякий работник захочет "работать лучше", развиваться-обучаться и думать об усовершенствовании процессов в компании за небольшой бонус.

3. "Слишком большой бонус"
Плюсы:
+ Сотрудники крепко держатся за свое место на работе, соответсвенно, состав команд часто не меняется длительное время, что приводит к более сплоченой работе.
+ Материально-ориентированные сотрудники высоко мотивированы.
+ Придумывается много идей для улучшения процесса и повышения эффективности работы.

Минусы:
- Желание получить большой бонус заставляет некоторых людей генерировать по сто идей в неделю, большинство из которых очень сырые и непродуманные. Много не самых лучших идей внедряется очень быстро, без детального и основательного обдумывания - генераторы идей просто "продавливают" их для получения прибыли. Конечно, часть таких нововведений в скором времени сама собой перестает использоваться, но не стоит забывать,что внедрение и отказ от использования того или иного подхода-метода-инструмента стоит времени, а значит, денег.
- Нужна хорошо проработанная система оценивания персонала (либо менеджер, близко и внимательно наблюдающий за работой команды) - нужно успеть вовремя определить момент, когда человек начинает работать только за деньги, отсиживая оговоренные в трудовом договоре 8 часов в день.

4. Нормальный бонус
Плюсы:
+ Полная гармония.

Нормальный бонус вызывает у работников желание побороться за него, но не становится основной целью. Получение такого бонуса приятно, а неполучение не очень-то влияет на самооценку и\или материальное благосостояние.
После раздумий о размере "нормального" бонуса, я пришла к цифре 15%. Сначала я думала о 10 процентах, но это не подходит для компаний, где работает много джуниор сотрудников с низкой зарплатой. Во всяком случае, если бы в моей первой компании, где я стала работать тестировщиком, был бонус в 10% - вряд ли я бы стала пытаться его получить - слишком маленькая сумма получалась.

9 comments:

  1. Дарья, а за какие достижения у вас полагаются бонусы, если не секрет? :)

    ReplyDelete
  2. "- Нужна прозрачная система повышения зарплаты." - и это минус!!! Ужас.

    ReplyDelete
  3. Хм, если бонус становится стимулом к работе лучше и т.п. - я бы серьезно задумался о системе мотивации сотрудников в компании.
    И, пожалуй, подумал бы, на слишком ли в компании зп ниже рыночных :)

    ReplyDelete
  4. Скажу за себя: какая бы зарплата ни была, а премия - это всегда приятно. Дело даже не столько в деньгах, сколько в элементе неожиданности и сюрприза. Однако при больших премиях на нее начинаешь рассчитывать, и при неполучении негатива больше.

    15% - это от чего? От оклада? Для квартальной маловато.

    ReplyDelete
  5. Не могу представить, чтобы возможность получения/неполучения бонуса как-то могла повлиять на мой подход к работе (и качество ее выполнения). Возможно, из-за того, что я на собственном опыте не встречалась с четко прослеживаемой системой премирования. Для меня так: есть премия - хорошо, нет премии - нет премии.
    Да и людей, которые мотивируются деньгами, представляю с трудом. Разве что те кто получает зарплату исходя из объема проданного, например Но это и не бонус, во всяком случае не бонус в том смысле, в котором говорится в посте, видимо.

    ReplyDelete
  6. Когда слышу слово "бонус" сразу представляю топменеджмент инвесткомпаний и банков)))

    Согласен с Романом , премия тем приятнее, чем она неожиданее.

    ReplyDelete
  7. 2 Полина, Сергей Атрощенков
    Люди бывают разные, их мотивируют разные вещи. Я встречала людей, которых мотивируют ТОЛЬКО деньги (видела и программистов, и тестировщиков). При этом они являются приятныим людьми и хорошими профессионалами.

    2LeshaL
    Сама по себе прозрачная система повышения зарплаты -это очень, очень хорошо. Только я ее пока не встречала в реальной жизни, а сама я пока не придумала основные "критерии", хотя думаю об этом довольно давно :( Создание такой системы, на мой взгляд, является нелегким делом. Поэтому я и отнесла к минусам, ни в коем случае не имея ввиду, что мой идеал системы повышения зарплаты - закрытая, непонятная, недоступная "простым смертным" информация.

    2Роман
    А сколько Вы считаете достаточно для квартальной?

    ReplyDelete
  8. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  9. У нас размер квартальной премии 20%-40% от оклада в зависимости от итогов работы компании в целом и нашего подразделения в частности за квартал. Мне нравится :)

    ReplyDelete