June 16, 2010

Эмоции и наставничество - несовместимы

Наставник (сен-сей :) ) никогда не должен позволять себе резких фраз в отношении Ученика и жесткой негативной окраски действий, например "это же позорище", "ты меня разочаровал" и т.д.
Это негативно влияет как на межличностные отношения между Сен-Сеем и Учеником, так и на производительность Ученика - он начинает бояться сделать что-то не так или снова быть раскритикованным.
Лучше использовать слова, имеющие нейтральный окрас и в случаях, когда Ученик поступает неправильно, в нейтральных выражениях и нейтральным тоном объяснить, почему это неправильно и к чему может привести.

2 comments:

  1. Сложный момент. Иногда бывают жизненый ситуации, когда именно эмоции наставника зажигают.
    Ты бездарь! - да за такое я горы могу свернуть, если...
    Скорее всего вопрос в том, позволительны ли эмоции в отношениях ЭТОГО наставника и ЭТОГО ученика. Например, если нет уважения, то грош цена словам какого человека.

    ReplyDelete
  2. Зажигать лучше позитивно :) А не опуская человека.
    Согласна, к каждому ученику нужен свой подход.
    Однако, в большинстве случаев конструктивная критика лучше,чем просто поток негодования и отрицательных эмоций. Ученик должен понять, что ты заставляешь его переделать (к примеру) не потому, что ты такой злой\ужасный\хочешь показать превосходство, а потому что пока еще смотришь намного дальше в перспективу, чем он.

    ReplyDelete